Подробнее о методе
Интегральная медитация
Практика
 
Существует два основных вектора развития
Горизонтальное развитие состояний
Горизонтальное развитие — это, прежде всего, расширение способности целесообразно взаимодействовать с состояниями сознания в бодрствовании, медитации и созерцании. Раскрытие состояний сознания в жизни происходит поэтапно (от грубого к более тонким слоям), но при этом возможны и пиковые прорывы к более глубоким сферам сознавания.

В процессе созерцательного развития «центр тяжести» индивидуума постепенно идентифицируется со всё более и более тонкими, высокими, расширенными состояниями сознания. Эти состояния могут стать частью повседневной жизни.

Как правило, это происходит только при сознательной и систематической тренировке внимания, ума, сознания в целом посредством медитации, созерцания, практики внимательного осознавания. В результате повышается осознанность человека к различным, до этого неявным, колебаниям состояний ума и психотелесности.

В предельном смысле возможно пробуждение к стабильному опыту недуального единства, спонтанности свободного сознания, развитие у себя трансперсональных качеств и аспектов (глубинные мудрость, сострадание, неконцептуальное присутствие-в-настоящем и др.).
Вертикальное развитие и стадии личностной зрелости
Помимо горизонтального развития есть ещё и вектор вертикального развития. Это взросление личности через стадии зрелости, прослеживаемое в западных исследованиях развития (adult development psychology).

Существуют не только стадии детского развития, но и множество стадий развития взрослой личности. Вертикальное развитие происходит от доличностных и дорациональных уровней к личностным, рациональным и интегрально-экзистенциальным. В редчайших случаях индивидуум может раскрыть в себе стадии трансперсонального (надличностного) развития.

Человек знает себя ровно настолько, насколько знает мир. Он сознаёт себя только лишь внутри мира, а мир сознаёт только лишь внутри себя. Каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия.
Иоганн Вольфганг Гёте

Человек знает себя ровно настолько, насколько знает мир. Он сознаёт себя только лишь внутри мира, а мир сознаёт только лишь внутри себя. Каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия.
Иоганн Вольфганг Гёте
Отто Шармер использует это высказывание Гёте в качестве эпиграфа к книге «Теория U». Мысль эта служит выражением важного аспекта интегрального взгляда на медитацию и жизнь созерцательную. Это не только призыв к тщательному исследованию пространства наших переживаний, которое опосредует любые наши индивидуальные и коллективные знания о мире (в каком-то смысле, мы суть проявления мира, сознающего себя). Энергия этого высказывания поддерживает ещё и размышления о созадействуемой природе реальности.

Мы как существа сознающие предельно взаимосвязаны с миром. Наше сознание и бытие находятся во взаимном нераздельном танце. Не существует пассивного отражения действительности. В постметафизическом подходе к реальности, раскрываемом, например, в трудах Кена Уилбера, повествуется об одном мифе. Этот миф называется «мифом о данном», или «о данности» (myth of the given).

Согласно мифической легенде о «данности» человек будто бы просто познаёт и открывает уже предзаданно существующий мир явлений. Феномены, явления, вещи просто лежат себе на пути у познающего субъекта, пока тот на них не наткнётся и не установит флажок познания. Этот миф не более чем сказка — когда-то удобная аппроксимация того, что более не отражает реального положения вещей.

Реальное положение вещей со времён первобытного человека и даже со времён человека Просвещения несказанно усложнилось. Человеческий субъект теперь не считается зеркалом, объективно отражающим реальность, данную субъекту, то есть человеку, в ощущениях. Наивный реализм и эмпиризм сменился осознанием неразрывной взаимосвязи между эпистемологией, методологией и онтологией — то есть между субъектом-сознанием × методом задействования реальности × объектом-бытием.

Парадигма монологического отражения уступила место диалектическому пониманию эволюционной взаимосконструированности всех этажей бытия и взаимного созадействования — естественного продолжения энактивизма (enactive paradigm).

Мы воспринимаем такой мир, который наше сознание, наше субъект, готов воспринять. Если, к примеру, наш ум способен только к конкретным операциям (стадия развития мышления по Жану Пиаже), то сфера познаваемого нами ограничивается только лишь сиюминутным и конкретным.

Когда ум трансформируется и обретает способность к формально-операционному мышлению (по Пиаже), тогда мы оказываемся способны помыслить множество гипотетических миров и ситуаций, мыслить о самой мысли и исследовать реальность, не ограниченную только лишь тем, что дано нам непосредственно органами чувств.
С развитием ещё более высокой способности — постформального мышления — нам открывается мир диалектического эволюционного становления, вселенная взаимосвязанностей, паутина многообразия и единства, всё соединяющего, пульсирующая жизнью и экзистенцией. И тогда одним движением мысли мы охватываем сложнейшие многомерные системы, проникая внутренним взором в исторические начала времён, распознавая великий паттерн — узор всё связующий.

Новое миропространство — новый объект, с которым мы вступаем во взаимодействие, — взращивает в нас новый орган восприятия, а сам наш орган определяет те свойства, которые мы созадействуем в этом миропространстве (участвуя в его соконструировании).

То же самое касается и медитативно-созерцательного развития. Выполняя на практике определённые упражнения (задействуя определённые методологические предписания), мы формируем у себя, в своём сознании, новые орудия восприятия. В медитации, выпутывая Зрящего из орудий зрения, мы вместе с тем и оттачиваем эти орудия, позволяем им становиться более совершенными. Это происходит не только в измерении сознания, но и в измерении объективного — в мозге, в телесности, в поведении. Наши сознательные действия влияют на материальную структуру мозга, его морфологию, системы межнейронных взаимосвязей и т. д.

Постепенно в созерцательном совершенствовании мы обретаем новые инструменты восприятия как устойчивые черты характера, личности, нашей жизни. В человеке открывается новый орган — орган восприятия тишины, — и тишина начинает пронизывать всё вокруг, и все слова укутываются всепронизывающей тишиной, ясностью, пробуждённостью. Правильное созерцание внутренней тишины служит порталом, или шлюзом, открывающим двери восприятия. Мир, каждое мгновение миропроявления вообще начинает дышать новизной, сознанием, жизнью.

Все мы имеем свободу выбора в отношении того, какие объекты мы можем созерцать. Этот выбор мы совершаем от мгновения к мгновению. Ведя жизнь созерцательную, мы можем выбирать новые, правильные объекты для созерцания. Это имеет предельную важность в нашей жизни, ибо «каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия».

Интегральная медитация как система психологических и созерцательных практик опирается на постметафизические принципы взаимного созадействования, диалогического соприсутствия и интегрального метаподхода.
С развитием ещё более высокой способности — постформального мышления — нам открывается мир диалектического эволюционного становления, вселенная взаимосвязанностей, паутина многообразия и единства, всё соединяющего, пульсирующая жизнью и экзистенцией. И тогда одним движением мысли мы охватываем сложнейшие многомерные системы, проникая внутренним взором в исторические начала времён, распознавая великий паттерн — узор всё связующий.

Новое миропространство — новый объект, с которым мы вступаем во взаимодействие, — взращивает в нас новый орган восприятия, а сам наш орган определяет те свойства, которые мы созадействуем в этом миропространстве (участвуя в его соконструировании).

То же самое касается и медитативно-созерцательного развития. Выполняя на практике определённые упражнения (задействуя определённые методологические предписания), мы формируем у себя, в своём сознании, новые орудия восприятия. В медитации, выпутывая Зрящего из орудий зрения, мы вместе с тем и оттачиваем эти орудия, позволяем им становиться более совершенными. Это происходит не только в измерении сознания, но и в измерении объективного — в мозге, в телесности, в поведении. Наши сознательные действия влияют на материальную структуру мозга, его морфологию, системы межнейронных взаимосвязей и т. д.

Постепенно в созерцательном совершенствовании мы обретаем новые инструменты восприятия как устойчивые черты характера, личности, нашей жизни. В человеке открывается новый орган — орган восприятия тишины, — и тишина начинает пронизывать всё вокруг, и все слова укутываются всепронизывающей тишиной, ясностью, пробуждённостью. Правильное созерцание внутренней тишины служит порталом, или шлюзом, открывающим двери восприятия. Мир, каждое мгновение миропроявления вообще начинает дышать новизной, сознанием, жизнью.

Все мы имеем свободу выбора в отношении того, какие объекты мы можем созерцать. Этот выбор мы совершаем от мгновения к мгновению. Ведя жизнь созерцательную, мы можем выбирать новые, правильные объекты для созерцания. Это имеет предельную важность в нашей жизни, ибо «каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия».

Интегральная медитация как система психологических и созерцательных практик опирается на постметафизические принципы взаимного созадействования, диалогического соприсутствия и интегрального метаподхода.
Интегральная медитация:
Развитие состояний сознания
Программа курса, который завершился весной 2019 в Санкт-Петербурге
Мир бодрствования
Полный спектр состояний сознания.
Грубое состояние
• Интеграция сенсорных полей и чувственного опыта
• Кентаврическая самость (психотелесная интеграция)
• Осознавание личностных эго-структур и моделей мировосприятия
• Скрытые потенциалы состояния бодрствования
• Интегральная медитация: соединение сосредоточения и рассредоточения во внимательном осознавании субъекта и объекта
• Работа с тенью через состояния сознания:
процессы 3-2-1 и 3-2-1-0

Подробнее
Мир визионерства, творческих и сновидных состояний
Тонкое состояние
• Взаимодействие с образами и тонкими ощущениями в расширенных состояниях
• Открытие внутреннего ока интуиции и творческих инсайтов
• Работа с утончёнными формами восприятия (прозревающее, динамичное видение)
• Соразделение тонкополевых состояний и энергетики в общении
• Пространство души и душевных состояний
• Тёмная ночь души и что делать, чтобы её пережить

Подробнее
Мир созерцания праформ-архетипов
Категории пространства, времени, базовые паттерны мироздания и т. д.
Причинное состояние.
• Наитончайший уровень восприятия первичных фундаментальных форм психики и Космоса
• Осознавание и трансценденция априорных категорий пространства, времени, возникновения и исчезновения, внутреннего и внешнего, причинной (каузальной) самости, или высшего Я
• Базовые узоры (паттерны) мироздания
• Раскрытие и прояснение «сокровищницы сознания» (сознания-хранилища)
• Энергия чистого присутствия
• Приобщение к эволюционным потокам Эроса и Агапэ как в стремлении к автономии, так и в стремлении к общности
• Распознавание и растворение наитончайших аспектов Фобоса и Танатоса
• Надвременная и нелокальная бездонность


Мир трансценденции и единства
Свидетельствующее состояние.
Недвойственное состояние: потенциалы сознания единства и возможные сложности
Свидетель:

• «Я–я»: Большое, бесконечное, истинное Я, созерцающее маленькое и конечное «я»
• Трансцендентное начало, всегда уже необусловленное; светильник опыта, освещающий бездну времён
• Надисторическое, вневременное присутствие в расширенном настоящем
• Подлинная неиссякающая осознанность, пронизывающая и интегрирующая все состояния сознания (бодрствование, сновидения, глубокий сон без сновидений, изменённые состояния)


Недвойственное:

• Таковость и сущность каждого мгновения и любого события (внутреннего и внешнего)
• Тантра единства и освобождения всех дуальностей
• Состояние «без головы», неконцептуальное фоновое присутствие в просвете Настоящего
• Недуальное восприятие мира-как-изобилия Духа
• Интегральная постметафизика
• 5 причин непробуждённости и как их отменить


Интегральная медитация:
Пробуждение из Матрицы AQAL
Программа курса, который завершился
зимой 2019 в Санкт-Петербурге
Showing Up. Целостная матрица жизнепроявления
Модуль 1
  • Ознакомление с AQAL-матрицей и интегральным воззрением: квадранты, потоки, волны, состояния, типы, самость. Инсталляция и обновление интегральной операционной системы (ИОС)
  • Психотехническая база интегральной медитации. Созерцательное рассредоточение и работа с объектом и психическими состояниями. Сознавание (в т. ч. изначальное), осознавание, внимание. Концентрация и деконцентрация. Освоение и отработка навыков в субъективном и межсубъективном полях
  • Квадранты миропроявления: базовые перспективы восприятия реальности. Использование практик «1-2-3 Духа» и «3-2-1 работа с тенью» в интегральной медитации
  • Понятие сознающего холона и базовые драйвы холонов: вертикальные драйвы — Эрос и Агапэ; горизонтальные — стремления к автономной деятельности и сообщности. Практика осознавания базовых драйвов (влечений) себя как сознающего холона
  • Интегральная постметафизика и тренировка принятия перспектив в процессе медитации. Введение в практику идентификации космического адреса события с использованием базовых перспектив (квадрантов)
19–20
ОКТЯБРЯ
11:00-19:00

Growing Up. Потоки и волны развития: многолинейный путь взросления
Модуль 2
  • Потоки и волны вертикального развития и система самости в интегральной психологии: первый, второй и третий порядки сознания — от доличностных структур через личностные к надличностным (трансперсональным) структурам сознания
  • Работа с множественным интеллектом (многообразием потоков развития) посредством интегральной медитации
  • Визуализация идеального пути развития: медитация на каждом из уровней сознания в качестве «камертона»
  • Углубление практики идентификации космического адреса: включение перспективы потоков и волн развития
16–17
НОЯБРЯ
11:00-19:00
Cleaning Up. Расчищение тени и система самости
Модуль 3
  • Углублённое погружение в практику «3-2-1-0 работа с тенью»
  • «Теория дыр» А. Х. Алмааса и работа над раскрытием сущностных качеств (любви, силы, мудрости, и т. д.)
  • Субличности в структурах и состояниях сознания: реинтеграция отчуждённых потенциалов вертикального и горизонтального развития. Спектр методов (само)терапии
  • Углубление практики идентификации космического адреса: включение перспективы тени и определение перспективного адреса теневого материала
14–15
ДЕКАБРЯ
11:00-19:00
Waking Up. Путь пробуждения состояний сознания. Тонкие энергии. Интеграция осознавания AQAL-матрицы
Модуль 4
  • Грубое, тонкое, причинное, свидетельствующее (турийя), недвойственное (турийятита) состояния сознания. Понятие изменённых состояний (ИСС)
  • Сознание-сокровищница (основа «Матрицы») и освобождающее изначальное сознавание
  • Тонкоэнергетические корреляты-воплощения состояний сознания (интегральный эмбодимент: грубое, тонкое, причинное, свидетельствующее и недвойственное «тела»).
  • Использование состояний сознавания для работы со всеми аспектами AQAL-матрицы
  • Полная идентификация космического адреса: рассмотрение целостного AQAL-адреса события
  • Интеграция Showing Up, Growing Up, Cleaning Up, Waking Up в интегральной медитации: созерцательное раскрытие «мандалы» AQAL-матрицы и взаимодействие с ней.
  • Интегральное одномоментное отслеживание (simultracking) и одномоментная экспрессия (simulcasting) матрицы AQA
  • Самоосвобождение всех аспектов AQAL-матрицы в изначальном сознавании
25–26
ЯНВАРЯ
11:00-19:00
Что такое Матрица AQAL?

Матрица AQAL [читается: а́квал], или AQAL-матрица, — совокупность всех значимых аспектов жизни, которые целесообразно учитывать любому человеку для гармоничного развития и раскрытия тела, ума, сердца, души, присутствия в личности, обществе и мире в целом. Представляет собой основу интегральной жизненной практики.

AQAL — это уникальное для каждого текущего момента сочетание (целостная конфигурация) всех основополагающих процессов вашего бытия-в-мире. Эти процессы возможно одновременно отслеживать (simultracking) и транслировать (simulcasting) через использование фундаментальных и нередуцируемых перспектив (базовых точек обзора), открытых интегральным подходом Кена Уилбера

Интегральная AQAL-матрица включает в себя осознанное взаимодействие со всеми квадрантами, всеми уровнями, всеми линиями, всеми состояниями и всеми типами (all quadrants, all levels, all lines, all states, all types). Квадранты — это сферы жизни (пространства «Я», «Мы», «Оно», «Они»), раскрываемые через применение методов первого, второго и третьего лица. Линии и уровни развития представляют собой потоки и волны раскрытия глубины вашей собственной личности, вашего сознания. Осознанное включение состояний сознания позволяет раскрываться к более тонким, всеобъемлющим и пробуждённым способам присутствия.
Если не учитывать какие-то из этих аспектов, то они начинают оказывать на нас неосознаваемое влияние и в итоге «закабаляют» в неоптимальном функционировании, значительно снижая качество жизни. И наоборот, их одномоментное отслеживание с использованием ресурсов медитативно-созерцательных состояний позволяет оптимизировать жизнь для процветания и пробуждения её потенциалов.
Что такое Матрица AQAL?
Матрица AQAL [читается: а́квал], или AQAL-матрица, — совокупность всех значимых аспектов жизни, которые целесообразно учитывать любому человеку для гармоничного развития и раскрытия тела, ума, сердца, души, присутствия в личности, обществе и мире в целом. Представляет собой основу интегральной жизненной практики.

AQAL — это уникальное для каждого текущего момента сочетание (целостная конфигурация) всех основополагающих процессов вашего бытия-в-мире. Эти процессы возможно одновременно отслеживать (simultracking) и транслировать (simulcasting) через использование фундаментальных и нередуцируемых перспектив (базовых точек обзора), открытых интегральным подходом Кена Уилбера


Интегральная AQAL-матрица включает в себя осознанное взаимодействие со всеми квадрантами, всеми уровнями, всеми линиями, всеми состояниями и всеми типами (all quadrants, all levels, all lines, all states, all types). Квадранты — это сферы жизни (пространства «Я», «Мы», «Оно», «Они»), раскрываемые через применение методов первого, второго и третьего лица. Линии и уровни развития представляют собой потоки и волны раскрытия глубины вашей собственной личности, вашего сознания. Осознанное включение состояний сознания позволяет раскрываться к более тонким, всеобъемлющим и пробуждённым способам присутствия.
Если не учитывать какие-то из этих аспектов, то они начинают оказывать на нас неосознаваемое влияние и в итоге «закабаляют» в неоптимальном функционировании, значительно снижая качество жизни. И наоборот, их одномоментное отслеживание с использованием ресурсов медитативно-созерцательных состояний позволяет оптимизировать жизнь для процветания и пробуждения её потенциалов.