Подробнее о методе
Интегральная медитация
Практика
Интегральная медитация — что это
Интегральная медитация — современная система медитации и созерцательного развития, преподаваемая в рамках авторского курса Евгения Пустошкина, основанная на интегральном подходе Кена Уилбера (в частности, описанной им в книге «Интегральная медитация» методике) и практических наработках холосценденции (синтетического метаметода психологической практики, саморазвития, коммуникации и работы с состояниями присутствия).

Интегральная медитация представляет собой целостную многоуровневую систему. Начальные, или базовые, стадии освоения этой системы позволяют выработать у себя практику поддерживания ресурсных, творческих, медитативных состояний в повседневной жизни и деятельности. Вы учитесь переживать высокие состояния сознания, развиваемые при помощи особой медитации, в обыденной жизни, позволяя радикально углублять качество её проживания.

Полное освоение интегральной медитации позволяет углублять своё осознавание и развивать не только состояния сознания и присутствия в своей жизни, не только тренировать собственный мозг вхождению в ресурсные и интегрированные функциональные состояния, но и работать со структурами-уровнями личностной зрелости, измерением вертикального развития и взросления (способствуя развитию самосознания от эго- и этноцентрических стадий развития и субличностей к самосознанию мироцентрической, планетарной, а постепенно и космоцентрической глубины).

Интегральная медитация направлена не только и не столько на интеллектуальное осмысление концепций, сколько на непосредственное переживание реалий, стоящих за любыми концепциями и даже чувственными интуициями. Это практика созерцательного самоисследования, феноменологии своих переживаний, способствующая преображению сознания, ума, сердца и открывающая доступ к более глубокой чувственности. Объектом медитации становятся не только идеи и чувства, но и отношения, а также воплощённость самосознания в теле (embodiment) и энергетике как важной основе как состояний, так и структур.

На продвинутых стадиях практики развивается интегральная осознанность — полномерное и одномоментное осознавание динамических процессов во всей AQAL-матрице: ваше присутствие и пространство вашего сознавания охватывает, превосходит и включает динамику квадрантов жизнепроявления (психика и мозг, отношения и социальные факторы), потоков и волн развития сознания, пульсацию состояний сознавания и присутствия, характерологические особенности и интертипные отношения, а также процессы созревания более интегрированного самоощущения, более стабилизированной и цельной системы самости.

Благодаря влиянию холосценденции особое внимание в интегральной медитации уделяется развитию навыков поддержания контакта с другими людьми, способности соразделять состояния глубокого присутствия друг с другом, а также эффективно взаимодействовать с людьми в профессиональных контекстах. Методика, если она используется в сочетании с другими методами, также применима для работы с теневым материалом и его осознаванием.
Как это помогает в жизни
На базовом уровне это позволит научиться интегрировать состояния медитации с повседневной жизнью. Однако система интегральной медитации является передовым методом самоисследования, причём обучение её основам происходит не только и не столько на концептуальном уровне, сколько посредством передачи состояний и осмыслений и по резонансному принципу. Это прекрасная возможность освоить глубокую светскую форму медитации, которая при этом свободно взаимодействует с традиционными и классическими смыслами медитативно-созерцательной практики.

Важнейшей целью интегральной медитации является пробуждение человека к его глубинным общечеловеческим потенциалам и ресурсам и развитие высокоинтегрированного самосознания. Постепенное раскрытие всё более высоких структур-стадий зрелости создаёт надёжное вместилище, поддерживающее вашу способность на постоянной основе подключаться к этим экстраординарным размерностям опыта, пользоваться их дарами в обыденной жизни, трансформируя саму ткань своей повседневности. Это позволяет жить более интересной, наполненной, интенсивной, осмысленной, этичной и красивой жизнью.

Со временем это позволяет радикально преобразить свои отношения с собой, своими проблемами и ресурсами, равно как и с окружающими и с миром в целом. Весь мир становится пространством вашего соучастия с жизнью и её тайной, просвечивающей через самые мимолётные переживания и ситуации. В жизни каждого человека есть глубокий сокровенный смысл, и система созерцательного самоисследования, по меньшей мере, позволяет вам развить внимательность и осознанность к тому, чтобы позволить этому смыслу проявляться через вас и всё, что вы делаете.
Почему это работает
Интегральная медитация объединяет в себе проверенные временем и практическим опытом методики развития медитативных состояний и укрепления не только внимательности, но и способности поддерживать неконцептуальное, надрассудочное осознавание.

Также процессы, происходящие на семинарах, учитывают потенциальную теневую и групповую динамику, психологические аспекты жизни современного и постсовременного западного человека.

Глубокое уважение к человеческому разуму, когнитивному интеллекту сочетается с предельной чуткостью к неконцептуальным состояниям, причём под последними понимаются не только эмоции и аффекты или простую телесную осознанность, но и более тонкие состояния сознания, работы с воображением, ресурсами сновидческих состояний и трансперсональных аспектов присутствия. Всё это позволяет совместно культивировать интегральное пространство преображения.
Чем это отличается от обычной медитации
Обычная медитация, как правило, фокусируется на методиках концентрации внимания (например, на дыхании) и практикуется сугубо с закрытыми глазами. Мы используем более современные психотехники, очищенные от лишней метафизики и, на наш взгляд, более подходящие современному человеку, перед которым стоит необходимость вести активно вовлечённую социальную жизнь.

Важная особенность этого подхода заключается в его радикальной интегрируемости с повседневностью, при этом сама ткань вашей обыденной жизни постепенно становится всё более пластичной и трансформируемой вашей же собственной интенциональностью — систематически прилагаемым намерением. То есть не образуется расщепления между медитацией и жизнью, вы изначально вырабатываете у себя медитативное отношение к жизни.

Второй момент состоит в том, что интегральная медитация является на сегодня единственным методом, который предлагает работать не только с состояниями присутствия и осознанности, но и со структурами-уровнями вертикального развития, того, что можно назвать процессами взросления.

Глубокое и нюансированное изучение этих структур сознания было начато только в двадцатом веке и осуществлено западной психологией развития. В традиционных системах присутствует лишь обобщённое деление на вехи развития и уровни способностей, однако западный структурализм и конструктивизм позволяют очень чутко сонастраиваться с духом нашего времени и понимать, что значит быть современным человеком в западном обществе, уникальной личностью с глубоким и тонким отношением к реальности.

Третий момент заключается в том, что в рамках программы присутствует понимание того, что одной лишь медитации не достаточно для решения проблем, загвоздок и хронических «затыков», связанных с тенью — бессознательно отчуждёнными переживаниями, тенденциями личности, характерологическими защитами и способами искажения контакта со своей сущностью и сущностью других людей. Нюансированное и чуткое психологическое понимание того, что одним инструментом невозможно решить всех проблем, позволяет предотвратить ошибку, когда медитация считается панацеей от всех проблем.
Я уже медитирую, что я могу взять от семинаров
Как правило, практикующие, имеющие широкий опыт медитации, гораздо быстрее могут освоить основные принципы интегральной медитации, уловить сущностные её аспекты и сразу же начать применять на практике.

Освоение системы интегральной медитации в качестве дополнения к вашей текущей практике может открыть доступ к новым инструментам внимательности и осознанности, а возможно и поспособствует вашему продвижению по стадиям медитативно-созерцательного развития (от отождествлённости с грубыми, тонкими и тончайшими состояниями к раскрепощению в свидетельствующем и недвойственном способах медитации).
Триединство «знание × метод × мир» в интегральной медитации
Можно по-разному описывать происходящее на семинарах по интегральной медитации. Выражаясь более техническим и философским языком интегрального метаподхода Кена Уилбера (однако разбираться в этих тонкостях нет необходимости, поскольку обучение происходит на доступном каждому участнику языке и с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений), на семинарах по интегральной медитации происходит одномоментная активация более целостных форм эпистемологии × методологии × онтологии:

Эпистемология («кто»): в процессе семинаров вы будете производить постепенную перестройку базовых установок и мировоззренческих систем координат; «апгрейд» внутренне проживаемых эпистемологических оснований (а не просто концепций, сообщаемых кем-то извне на уровне словесных конструкций) вы сможете осуществить посредством систематического, глубокого самоисследования и обращения к «надрассудочным» состояниям. Благодаря этому вы получите возможность мягким и органичным способом осуществить сдвиг своей доминирующей знаниевой парадигмы (не только на интеллектуальном, но и на эмоционально-чувственном, бытийном уровне), а также усваивать новые знания не на вербальном, но на надвербальном уровне.

Методология («как»): вы обучаетесь конкретной интегральной созерцательной методологии — системе практических методик по «вылавливанию» тонко сонастроенных состояний сознавания, психики и тела, а также межсубъективного поля и резонансов. Специальная «медитативная операционная система» позволяет выстроить психотехнический каркас, который в дальнейшем в течение всей жизни позволит отслеживать многоплановые процессы, разворачивающиеся в пространстве вашего экзистенциального бытия-в-мире.

Онтология («что»): весь методологический аппарат интегральной медитации используется для «алхимического» преображения не просто эпистемологических установок вашего сознания (что важно для открытия новых феноменологических и деятельностных «миров»), но целостности, или единства, эпистемологии и онтологии. В онтологическом аспекте объектом преображения является воспринимаемый мир, в применении к которому созерцание обретает форму делания через подключения компонента сущностной воли. Объектами преображения на разных уровнях потенциально могут становиться все совокупности воспринимаемых и соконструируемых феноменов внутреннего и внешнего мира, в особенности то измерение жизни, которое задействуется в межличностной коммуникации (например, системы отношений в диаде, семье или компании).

Благодаря глубокой погружённости в интегральный метаподход и холосценденцию семинары по интегральной медитации направлены, прежде всего, на задействование целостности видения-бытия-делания, то есть на распознавание изначальной взаимопереплетённости эпистемологии × методологии × онтологии (или субъекта × деятельности × объекта).


Существует два основных вектора развития
Горизонтальное развитие состояний
Горизонтальное развитие — это, прежде всего, расширение способности целесообразно взаимодействовать с состояниями сознания в бодрствовании, медитации и созерцании. Раскрытие состояний сознания в жизни происходит поэтапно (от грубого к более тонким слоям), но при этом возможны и пиковые прорывы к более глубоким сферам сознавания.

В процессе созерцательного развития «центр тяжести» индивидуума постепенно идентифицируется со всё более и более тонкими, высокими, расширенными состояниями сознания. Эти состояния могут стать частью повседневной жизни.

Как правило, это происходит только при сознательной и систематической тренировке внимания, ума, сознания в целом посредством медитации, созерцания, практики внимательного осознавания. В результате повышается осознанность человека к различным, до этого неявным, колебаниям состояний ума и психотелесности.

В предельном смысле возможно пробуждение к стабильному опыту недуального единства, спонтанности свободного сознания, развитие у себя трансперсональных качеств и аспектов (глубинные мудрость, сострадание, неконцептуальное присутствие-в-настоящем и др.).
Вертикальное развитие и стадии личностной зрелости
Помимо горизонтального развития есть ещё и вектор вертикального развития. Это взросление личности через стадии зрелости, прослеживаемое в западных исследованиях развития (adult development psychology).

Существуют не только стадии детского развития, но и множество стадий развития взрослой личности. Вертикальное развитие происходит от доличностных и дорациональных уровней к личностным, рациональным и интегрально-экзистенциальным. В редчайших случаях индивидуум может раскрыть в себе стадии трансперсонального (надличностного) развития.
Основная литература
Уилбер К.
Интегральная медитация.
М.: РИПОЛ классик, 2017.

— Введение
— Глава 2: Пробуждение: шаги к просветлению


Уилбер К.
Интегральная духовность.
М.: Ipraktik, Ориенталия, 2013. [Эл. книга.]

— Введение в интегральный подход
— Глава 2. Стадии сознания
— Глава 3. Состояния сознания
— Глава 4. Состояния и стадии
— Глава 6. Тень и отвергнутое «я»


Пустошкин Е.
Пути пробуждения и взросления как векторы развития к большей мудрости и радости
// Эрос и Космос. — 2018:
http://eroskosmos.org/waking-up-and-growing-up-from-shadows/


Пустошкин Е.
Трансформации сознания в интегральной психологии
// Эрос и Космос. 2014.

— Часть 1. Лестница, взбирающийся, вид: http://eroskosmos.org/transformations-of-consciousness-part-1/
— Часть 2. Структуры и состояния: http://eroskosmos.org/transformations-of-consciousness-part-2/

Дополнительная литература

Уилбер К., Паттен Т., Морелли М., Леонардо А.

Практика интегральной жизни.
М.: Ipraktik, 2014. [Эл. книга.]

— Глава 4. Модуль «Тень»
— Глава 6. Модуль «Тело»
— Глава 7. Модуль «Дух»

Уилбер К.
Интегральная духовность.
М.: Ipraktik, Ориенталия, 2013. [Эл. книга.]

— Приложение 2. Интегральная постметафизика

Уилбер К.
Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста.
М.: АСТ, 2004.

— Букинистический раритет. В интернете доступна эл. версия с улучшенным переводом под названием «Безграничное: Восточные и западные стратегии саморазвития человека» (К.: PSYLIB, 2004).

Уилбер К.
Очи познания: плоть, разум, созерцание.
М.: РИПОЛ Классик, 2016.

— Глава 3. Мандалическая карта сознания
— Глава 7. До/над-заблуждение
— Глава 10. Предельное состояние сознания

Сигел Д.
Внимательный мозг: Научный взгляд на медитацию.
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

— Глава 1. Внимательное осознавание
— Глава 7. Избавление от предвзятости суждений: устранение нисходящих ограничений
— Глава 8. Внутренняя сонастройка: зеркальные нейроны, резонанс и внимание к намерению
— Глава 9. Рефлексивная связность: нейрональная интеграция и функция срединной префронтальной коры

Шармер О.
Теория U: Лидерство из будущего.
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

— Введение
— Глава 2. Путешествие к «U»
— Глава 11. Чувствующее присутствие

Браун Д.
Указывая великий путь. Махамудра: этапы медитации.
М.: Ганга, 2017.

Wilber K.
The Religion of Tomorrow.
Boulder: Shambhala Publications, 2017.

— Part 2: States and Structures of Consciousness
— Part 3: Dysfunctional Shadow Elements in Development
—— Chapter 8. Shadow Work
—— Chapter 12. Dysfunctions of the Gross and Subtle States
—— Chapter 13. Dysfunctions of the Causal, Empty Witness, and Suchness States

DiPerna D.
Streams of Wisdom: An Advanced Guide to Integral Spiritual Development.
Integral Publishing House, 2014.

— Chapter 1. An Integral Approach
— Chapter 2. Vantage Points of Spiritual Awakening

Brandmeyer T., Delorme A., Wahbeh H.
The neuroscience of meditation: classification, phenomenology, correlates, and mechanisms Progress in Brain Research.
Volume 244, 2019. Pp. 1–29.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0079612318301596



Человек знает себя ровно настолько, насколько знает мир. Он сознаёт себя только лишь внутри мира, а мир сознаёт только лишь внутри себя. Каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия.
Иоганн Вольфганг Гёте

Человек знает себя ровно настолько, насколько знает мир. Он сознаёт себя только лишь внутри мира, а мир сознаёт только лишь внутри себя. Каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия.
Иоганн Вольфганг Гёте
Отто Шармер использует это высказывание Гёте в качестве эпиграфа к книге «Теория U». Мысль эта служит выражением важного аспекта интегрального взгляда на медитацию и жизнь созерцательную. Это не только призыв к тщательному исследованию пространства наших переживаний, которое опосредует любые наши индивидуальные и коллективные знания о мире (в каком-то смысле, мы суть проявления мира, сознающего себя). Энергия этого высказывания поддерживает ещё и размышления о созадействуемой природе реальности.

Мы как существа сознающие предельно взаимосвязаны с миром. Наше сознание и бытие находятся во взаимном нераздельном танце. Не существует пассивного отражения действительности. В постметафизическом подходе к реальности, раскрываемом, например, в трудах Кена Уилбера, повествуется об одном мифе. Этот миф называется «мифом о данном», или «о данности» (myth of the given).

Согласно мифической легенде о «данности» человек будто бы просто познаёт и открывает уже предзаданно существующий мир явлений. Феномены, явления, вещи просто лежат себе на пути у познающего субъекта, пока тот на них не наткнётся и не установит флажок познания. Этот миф не более чем сказка — когда-то удобная аппроксимация того, что более не отражает реального положения вещей.

Реальное положение вещей со времён первобытного человека и даже со времён человека Просвещения несказанно усложнилось. Человеческий субъект теперь не считается зеркалом, объективно отражающим реальность, данную субъекту, то есть человеку, в ощущениях. Наивный реализм и эмпиризм сменился осознанием неразрывной взаимосвязи между эпистемологией, методологией и онтологией — то есть между субъектом-сознанием × методом задействования реальности × объектом-бытием.

Парадигма монологического отражения уступила место диалектическому пониманию эволюционной взаимосконструированности всех этажей бытия и взаимного созадействования — естественного продолжения энактивизма (enactive paradigm).

Мы воспринимаем такой мир, который наше сознание, наше субъект, готов воспринять. Если, к примеру, наш ум способен только к конкретным операциям (стадия развития мышления по Жану Пиаже), то сфера познаваемого нами ограничивается только лишь сиюминутным и конкретным.

Когда ум трансформируется и обретает способность к формально-операционному мышлению (по Пиаже), тогда мы оказываемся способны помыслить множество гипотетических миров и ситуаций, мыслить о самой мысли и исследовать реальность, не ограниченную только лишь тем, что дано нам непосредственно органами чувств.
С развитием ещё более высокой способности — постформального мышления — нам открывается мир диалектического эволюционного становления, вселенная взаимосвязанностей, паутина многообразия и единства, всё соединяющего, пульсирующая жизнью и экзистенцией. И тогда одним движением мысли мы охватываем сложнейшие многомерные системы, проникая внутренним взором в исторические начала времён, распознавая великий паттерн — узор всё связующий.

Новое миропространство — новый объект, с которым мы вступаем во взаимодействие, — взращивает в нас новый орган восприятия, а сам наш орган определяет те свойства, которые мы созадействуем в этом миропространстве (участвуя в его соконструировании).

То же самое касается и медитативно-созерцательного развития. Выполняя на практике определённые упражнения (задействуя определённые методологические предписания), мы формируем у себя, в своём сознании, новые орудия восприятия. В медитации, выпутывая Зрящего из орудий зрения, мы вместе с тем и оттачиваем эти орудия, позволяем им становиться более совершенными. Это происходит не только в измерении сознания, но и в измерении объективного — в мозге, в телесности, в поведении. Наши сознательные действия влияют на материальную структуру мозга, его морфологию, системы межнейронных взаимосвязей и т. д.

Постепенно в созерцательном совершенствовании мы обретаем новые инструменты восприятия как устойчивые черты характера, личности, нашей жизни. В человеке открывается новый орган — орган восприятия тишины, — и тишина начинает пронизывать всё вокруг, и все слова укутываются всепронизывающей тишиной, ясностью, пробуждённостью. Правильное созерцание внутренней тишины служит порталом, или шлюзом, открывающим двери восприятия. Мир, каждое мгновение миропроявления вообще начинает дышать новизной, сознанием, жизнью.

Все мы имеем свободу выбора в отношении того, какие объекты мы можем созерцать. Этот выбор мы совершаем от мгновения к мгновению. Ведя жизнь созерцательную, мы можем выбирать новые, правильные объекты для созерцания. Это имеет предельную важность в нашей жизни, ибо «каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия».

Интегральная медитация как система психологических и созерцательных практик опирается на постметафизические принципы взаимного созадействования, диалогического соприсутствия и интегрального метаподхода.
С развитием ещё более высокой способности — постформального мышления — нам открывается мир диалектического эволюционного становления, вселенная взаимосвязанностей, паутина многообразия и единства, всё соединяющего, пульсирующая жизнью и экзистенцией. И тогда одним движением мысли мы охватываем сложнейшие многомерные системы, проникая внутренним взором в исторические начала времён, распознавая великий паттерн — узор всё связующий.

Новое миропространство — новый объект, с которым мы вступаем во взаимодействие, — взращивает в нас новый орган восприятия, а сам наш орган определяет те свойства, которые мы созадействуем в этом миропространстве (участвуя в его соконструировании).

То же самое касается и медитативно-созерцательного развития. Выполняя на практике определённые упражнения (задействуя определённые методологические предписания), мы формируем у себя, в своём сознании, новые орудия восприятия. В медитации, выпутывая Зрящего из орудий зрения, мы вместе с тем и оттачиваем эти орудия, позволяем им становиться более совершенными. Это происходит не только в измерении сознания, но и в измерении объективного — в мозге, в телесности, в поведении. Наши сознательные действия влияют на материальную структуру мозга, его морфологию, системы межнейронных взаимосвязей и т. д.

Постепенно в созерцательном совершенствовании мы обретаем новые инструменты восприятия как устойчивые черты характера, личности, нашей жизни. В человеке открывается новый орган — орган восприятия тишины, — и тишина начинает пронизывать всё вокруг, и все слова укутываются всепронизывающей тишиной, ясностью, пробуждённостью. Правильное созерцание внутренней тишины служит порталом, или шлюзом, открывающим двери восприятия. Мир, каждое мгновение миропроявления вообще начинает дышать новизной, сознанием, жизнью.

Все мы имеем свободу выбора в отношении того, какие объекты мы можем созерцать. Этот выбор мы совершаем от мгновения к мгновению. Ведя жизнь созерцательную, мы можем выбирать новые, правильные объекты для созерцания. Это имеет предельную важность в нашей жизни, ибо «каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия».

Интегральная медитация как система психологических и созерцательных практик опирается на постметафизические принципы взаимного созадействования, диалогического соприсутствия и интегрального метаподхода.